Документация по ОС FreeBSD Среда, 18.06.2025, 10:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [0]
Установка и настройка [281]
X Window [25]
Man pages [30]
Ports & Packages [26]
cvs [18]
Multimedia [20]
Нововсти в мире Unix [0]
RFC [4]
RFC (Request for Comments, Запрос на комментарии) - серия документов, публикуемая сообществом исследователей и разработчиков, руководствующихся практическими интересами, в которой описывается набор протоколов и обобщается опыт функционирования Интернет.
Безопасность [52]
Работа с железом [58]
Книги по FreeBSD [17]
Сеть [505]
Программирование [40]
FireWall [58]
Темы экзамена BSDA [14]
Официальные темы экзамена BSDA, включая подробноые описания и советы по обучению.

Главная » Статьи » Установка и настройка

Красота в консоли FreeBSD [2007]
Данная статья не претендует на оригинальность. Здесь просто описывается способ как сделать так, чтобы Ваша родная консоль радовала глаза.

Итак, начнём. 

1. Согласитесь, намного приятнее, когда обычный вывод ls покажет вам сразу тип файла (к примеру, обычный это файл или исполняемый, директория или симлинк). 

Здесь всё зависит от того, какую оболочку Вы используете. Если у Вас оболочка из семейства csh (к примеру csh, tcsh) - в домашней директории в файл .cshrc нужно добавить строку:

 alias ls ls -G

Если же у вас оболочка семейства sh (к примеру sh, bash), отредактируйте в домашней директории файл .profile и впишите в него следующую строку:

 alias ls='ls -G'

Для того, чтобы это работало у всех пользователей, необхoдимо отредактировать файлы csh.cshrc и profile в директории /etc.

Данная настройка будет работать как и на локальной консоли, так и на удалённых терминалах (если последние сопосбны поддерживать). 

Не рекомендуется делать такую настройку для суперпользователя.

2. И снова о цветах. Только не тех, которые на полях растут и которые мы потом барышням дарим, а о цветах в консоли. Как Вы наверное заметили, по умлочанию цветовая гамма в локальной косноли FreeBSD - серый на чёрном. 

Было бы неплохо это всё немного разнообразить. Для этого нам нужно будет отредактировать конфиг ядра, который как известно по умолчанию находиться в /sys/ARCH/conf/KERNELNAME. О том как собирать и устанавливать ядро хорошо написанно в 8й глае FreeBSD Handbook (Configuring the FreeBSD Kernel) (http://www.freebsd.org/doc/en_US.ISO8859-1/books/handbook/kernelconfig.html).

В конфиге пишем следующее:

 options SC_NORM_ATTR=(FG_GREEN|BG_BLACK)
 options SC_NORM_REV_ATTR=(FG_YELLOW|BG_GREEN)
 options SC_KERNEL_CONS_ATTR=(FG_RED|BG_BLACK)
 options SC_KERNEL_CONS_REV_ATTR=(FG_BLACK|B
G_RED)

проверяем наличие строк:

 device sc
 device vga


Думаю, по этим строчкам понятно, какого цвета станет Ваша консоль. Можете изменить значени на свой вкус =)


3. Не казалось ли вам, что стандартное разрешение консоли (80х25) - немного маловато и не всегда удобно? Это можно исправить. Для этого в файл конфигурации ядра (а мы с Вами уже знаем где он находиться) добавляем:

 options VESA
 options SC_PIXEL_MODE


проверяем наличие строки:

 device splash

После пересборки, инсталляции ядра и перезагурзки проверяем какие режимы доступны на Вашей консоли:

 vidcontrol -i mode

По идее, Вам будут доступны режимы, поддерживаемые драйвером VESA и Вашм графическим адаптером.
Желательно определить наиболее удобное разрешение экрана. 
Для установки видеорежима использутеся уже известная нам утилита vidcontrol. Флаг -g определяет геометрию (разрешение) экрана, а последний параметр без флагов - видеорежим. (За более подробной информацией об утилите vidcontrol читайте man).

В консоли автора установлен режим VESA_800x600 и разрешение 100х37:

 vidcontrol -g 100x37 VESA_800x600

Когда Вы определились с наиболее оптимальным для Вас режимом, сделаем так, чтобы сей режим был доступен на всех экранах. Для этого в файл /etc/rc.conf добавляем паметры, которые мы указывали при запуске vidcontrol, например:

 allscreens_flags="-g 100x37 VESA_800x600"

Перезапускаемся и наслаждаемся удобством и красотой в любимой консоли =)


4. Splash screen и boot logo.

Вспомним для начала процесс загрузки системы:

 1. MBR (в которой может быть установлен какой-либо загрузчик, к примеру GRUB или же стандартный BSD-загрузчик boot0);
 2. boot1 - начальный сектор UFS-слайса;
 3. BTX loader (BooT eXtender), он же boot2
 4. loader - собственно, загрузчик системы;
 5. kernel - ядро;
 6. всё остальное.

О первых 3х стадиях говорить не будем - они достаточно просты.
Поговорим для начала о 4й стадии, когда на экране появлется FreeBSD boot logo и меню с возможным выбором вариантов загрузки (загрузка в обычном режиме, safe mode, single mode, перезагурзка и т.д.). Выдачей этого меню и картинки в псевдографике занимается как уже было сказанно loader, который находится в /boot/loader.
Основные файлы конфигурации загрузчика - /boot/defaults/loader.conf и /boot/loader.conf. Как видно из названия первый хранит значения по умолчанию, второй - значения переопредеённые пользователем. Соответственно менять мы будем только /boot/loader.conf.

Значения параметров, которые нам могут быть полезны:
 autoboot_delay - задержка (в секундах) перед тем как начнётся загрузка ядра. Если вы хоите, чтобы ядро грузилось немедленно, установите в -1. Ежели вы вдруг захотели отключить автоматическую загрузку ядра (весьма станное желание, IMHO) поставте "NO".
 loader_logo - определяет картинку псевдографики, которая отображается рядом с меню. Возможные значения - fbsdbw, beastiebw, beastie, none. Первое (по умолчанию в последних весиях системы) - это надпись FreeBSD, вторая - изображение демонёнка (чёрно-белое), третье - тоже демонёнок, но цветной. Если Вы не хотите, чтобы рядом с меню отображалось boot logo, установите в none.
Если вы хотите отключить меню как таковое, установите в "YES" значение парамтра beastie_disable.
Пример:

 autoboot_delay="5"
 loader_logo="beastie"


Если Вам неинтересно читать сообщения о загрузке или Вы просто хотите наблюдать красивую картинку во время загрузки, на помощь Вам придёт splash screen.
Для этого необходимо убедиться, что в файле конфигурации ядра у Вас присутствует строчка 

 device splash

Если в конфиге ядра нет строчки 

 options VESA

Вы можете её добавить или же загрузить модуль VESA на этапе загрузки. Для этого в /boot/loader.conf нужно добавить строчку:

 vesa_load="YES"

Перейдём к непостредствнной конфигурации splash screen. Для этого добавляем в /boot/loader.conf строку

 bitmap_load="YES"

Сама картинка, которую мы хотим видеть может быть либо в фотмате BMP либо в PCX. На момент написания статьи поддерживались только 256-цветные BMP-файлы и version 5 8-bpp single-plane image формата PCX. Для более подробной информации наберите 'man 4 splash'.
Без поддержи VESA-режимов размер файла должен быть не более 320х200 пикселов. Но так как мы включили этот режим, мы можем подгружать файлы и больших размеров, вплоть до 1024x768 (размер зависит от объёма памяти видеокарты и VESA BIOS).
В зависимости от типа файла подгружаем соответсвующий модуль. Добавляем:

 splash_bmp_load="YES"

если мы собираемся подгружать BMP-файл или же

 splash_pcx_load="YES" 

если грузим PCX.
Ну, и конечно же указываем имя файла, который мы хотим видеть при загрузке:

 bitmap_name="/boot/splash.bmp"

Послесловие.

Все приведённые примеры были протестированны на системах, начиная от 5.4 до 7.0-BETA3. 

В разделе, посвящённом изменению разрешения консоли были использованы материалы ресурса http://opennet.ru/. 
Все остальные разделы - результаты собственных наработок автора в области чтения мануалов и исходников системы.

P.S. 

Всё вышеописанное касается только архитектуры i386. При переходе на amd64 вылезло несколько неинтересных моментов, среди которых отсутствие поддержки VESA (FreeBSD7.0) cо всеми вытекающими.



Источник: http://www.net-admins.org/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=52
Категория: Установка и настройка | Добавил: oleg (06.08.2008) | Автор: bug
Просмотров: 2024 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Beastie

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
links

Copyright MyCorp © 2025