Страсти вокруг KDE 4.0 слегка накалены. Много мнений и пожеланий было высказано, но при этом интересно было бы узнать, руководствуясь какими принципами создатели делают тот или иной выбор, когда дело касается отличительных черт нового пакета. Этому посвящена статья «11 мифов KDE 4», которую Sebastian Kügler, член совета директоров KDE.org, опубликовал на groklaw.net, и сокращенный перевод которой предлагается вашему вниманию.
Миф 1. «KDE4 это конец» На самом деле, KDE4 это только начало массовой интеграции десктоп-интерфейса и приложений. KDE4 отличает стабильность библиотек и законченность программных интерфейсов, что позволит разработчикам их более активное использование в своих приложениях. Новая функциональность и базовая структура закладывают фундамент для разработки нового типа приложений, завязанных на технологии KDE4, и потребуют некоторого времени для того, чтобы пользователи смогли на собственном опыте ощутить их преимущества.
Миф 2. «Выход KDE 4.0 был ошибкой» Во многих обращениях опубликованных на kde.org четко обозначалась цель четвертого релиза: построение основы для дальнейшего развития свободной интерактивной среды Free Desktop. Единственное упущение, которому не было уделено должного внимания, это ожидания сторонников новой платформы, оказавшиеся чрезмерно завышенными. Вполне понятно то возбуждение, которое в течении 2-х лет накапливалась в людях, и мы, со своей стороны пытались его остудить, чтобы потом ни у кого не возникало чувства, что их предали. Была выпущена базовая версия десктопа, чтобы сторонние разработчики могли начать портировать свои приложения и выявлять те моменты, реализацию которых можно было бы улучшить. С другой стороны, необходимо было продолжать работать над версией 3.5, которая до сих пор остается доступной, и на август намечен очередной релиз KDE 3.5.10, который будет содержать обновленный перевод и исправление ошибок. Мы призываем пользователей, которые не готовы быть «первопроходцами», продолжать использовать KDE 3.5.
Миф 3. «KDE нужно разделить» Это то, чего нам меньше всего хотелось бы. Новый проект — это большая ответственность, что объясняет почему разделение редко случается. Оно происходит, когда взгляды разработчиков, как единой группы, больше не совпадают. У нас далеко не все так плохо, и хотя призывы к разделению проекта время от времени звучат, нам кажется, что люди, которые их высказывают, не совсем понимают последствия такого шага. Это безответственная позиция.
Миф 4. «KDE нужно избавиться от Plasma» Другие приложения, библиотеки и базовая структура в целом были хорошо восприняты пользователями. Тем, кто хотел продолжить работать над Kicker и KDesktop было отведено место в репозитарии, и созданы акаунты на сервере Subversion. Частично эти приложения были портированы в KDE 4. Тем не менее команда KDE не планирует «воскрешать» ни KDesktop ни Kicker.
Миф 5. «Недостаточная функциональность Плазмы» Plasma разрабатывалась «с нуля». Это был необходимый шаг, связанный с существующим в KDesktop, Kicker и Minicli проблемами роста. Plasma не могла полностью заменить эти компоненты, функциональность которых развивалась вместе с развитием KDE 3. Тем не менее Plasma позволяет без особых усилий заменить эти компоненты еще более мощными.
Миф 6. «Не возможно разместить файлы на Рабочем Столе» На самом деле Plasma-плагин (плазмоид) folderview может отображать иконки на рабочем столе, и обладает намного более широкой функциональностью: отображать любые папки, в т.ч. сетевые, создавать фильтры по типу файлов и осуществлять к ним доступ, как будто они сохранены локально. В KDE 4.2 планируется установить folderview в качестве фона рабочего стола.
Миф 7. «Новый интерфейс KDE4 радикально отличается» Хотя используются новые технологии, открывающие новые просторы во взаимодействии с компьютером, визуальный интерфейс, по большей части, остался тот же, каким мы привыкли его видеть в течение последних 20 лет: панель задач, кнопка меню, часы и т.д. Пользователям не нужно осваивать новые возможности, если они этого не хотят.
Миф 8. «Меня вынуждают использовать kickoff-меню» KDE 4.0.4 и KDE 4.1 позволяет легко переключиться к «классическому» стилю, простым нажатием правой кнопки мыши.
Миф 9. «Команда KDE не прислушивается к мнению пользователей» Т.к. проект является открытым, по определению, мнение сообщества учитывается в первую очередь. Разработчики всегда находятся на связи через списки рассылки, IRC и email. Но им необходима четкая информация. Из заявлений, типа «мне не нравится, как они изговняли систему» очень трудно понять, в чем суть претензии. Детальное описание проблемы, ожидаемый результат и терпение являются ключевыми моментами в такой работе. Так же необходимо понимать, что всем угодить невозможно. Принимаемые решения должны быть сбалансированы.
Миф 10. «Путаница между KDE 4 и 4.0» KDE 4 — это набор технологий: Phonon, Plasma, Solid и др., охватывающих весь жизненный цикл проекта. KDE 4.0 это первый релиз, в котором эти технологии были представлены, и за которым последуют 4.1, 4.2 и т.д.
Миф 11.«Нужно было просто портировать KDE 3.5 на Qt 4» Это неглупая идея, которая интенсивно обсуждалась. Но проблема в том, что такое решение имело бы два негативных аспекта: социальный и технический. С социальной точки зрения для некоторых разработчиков прекращение работы над новой функциональностью равносильно прекращению работы вообще. Не всем дано хорошо разбираться в низкоуровневом программировании. Это и то, что не в правилах FOSS заставлять программистов работать, когда они этого не хотят, снижает темпы разработки, но с этим приходится считаться... С технической стороны только портирование означает постоянную переработку интерфейса и отсутствие бинарной совместимости. Прогресс в разработке был бы минимальным, а он является ключевым фактором в работе над интерактивным Free Desktop-ом. Другой проблемой была бы необходимость переноса огромного количества устаревшего кода, в котором нет необходимости на новой платформе. Бесполезная работа, которая бы по меньшей мере на год отсрочила выпуск Плазмы. Те же KDesktop и Kicker являются наглядным примером этому.
Инновации никогда не приходят без структурных изменений. Изменения всегда находят своих противников и сторонников. Из-за уважительного отношения к обоим сторонам интерфейс пользователя не испытывал кардинальных нововведений последние 15-20 лет. Разработчикам KDE для продвижения Free Desktop требуется постоянно проверять новые идеи и тогда следующие поколения компьютеров и пользователей смогут воспользоваться предлагаемыми возможностями.